Создать аккаунт
Войти





19.0 MB

Twitter Facebook Google Livejournal Pinterest

Словари логопедические скачать


Описание: Словари логопедические скачать
Имя файла: slovari-logopedicheskie

(ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ЛОГОПЕДИИ)

 

Автоматизация звука — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

 

Агнозия — нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. (различают: акустическую(слуховая), апперцептивная(форма оптической), вкусовую, зрительную(оптическая), обонятельную, осязательную(тактильная), пальцевую, пространственную, симультанную(зрительное отсутствие восприятие целого).

 

Аграмматизм — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.

 

Аграфия — (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.

 

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

 

Алалия моторная — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. .м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина- поражение коркового конца речедвигательного анализатора.

Алалия сенсорная — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора и его проводящих путей.

 

Алексия — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

 

Амбидекстр — человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.

 

Амнезия — (a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти.

 

Анализ и синтез — противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.

 

Анамнез — совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; А. используется для установления диагноза ,прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.

 

Анартрия — тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.

 

Аномалия — отклонение от нормы в структуре и (или) функции организма в целом или его частей; А. может быть врожденной и приобретенной.

 

Аномальные дети — дети, имеющие отклонения от нормального психического или (и) физического развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания; основные группы А. д. 1) умственно отсталые дети, 2) дети с задержкой психического развития, 3) дети с нарушениями речи, 4) дети с нарушениями слуха(глухие, позднооглохшие, слабослышащие, 5) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7) дети с нарушениями поведения, 8) дети с нарушениями эмоционального развития, 9) дети с комплексными дефектами.

 

Апраксия — нарушение целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений.

 

Артикуляция — (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

 

Артикуляционная гимнастика — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

 

Артикуляционный аппарат — совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

 

Асфиксия — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.

 

Атака звука — начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.

 

Аудиторный шок — или сценический страх — состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате чего люди испытывают затруднения в речи с окружающими.

 

Аутизм — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.

 

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

 

Афония — отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; причина- несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.

 

Аффект — бурная эмоциональная вспышка. Сопровождается утратой контроля

 

Барьеры общения — психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.

 

Баттаризм — нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются

 

Брадилалия — патологически замедленный темп речи.

 

Вдох — поступление воздуха в легкие в результате увеличения объема грудной полости, вызванного сокращение диафрагмы и наружных межреберных мышц.

 

Велярный звук — задненебный звук (н-р, [г], [к], [х]).

 

Велярный звук [р] — вид ротацизма: образуется при колебании различных участков мягкого неба.

 

Вербальный — 1) словесный, относящийся к речи, выраженный речевыми средствами; 2) глагольный.

Визуальный— воспринимаемый или производимый посредством зрения.

 

Внимание — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

 

Вокальный — исполняемый голосом; относящийся к пению.

 

Воля — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия.

 

Воображение — психический процесс формирования новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

 

Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

 

Восприятие — психический процесс отражения действительности, формирующий субъективный образ объективного мира; в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном акте В., различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное В.

 

Выдох — удаление воздуха из легких в процессе дыхания.

 

Высказывание — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.

 

Вербальный — словесный.

 

Визуальное общение — зрительный контакт.

 

Гаммацизм — недостаток произношения звука [ Г ].

 

Гендерный аспект — особенности психики человека, обусловленные его половой принадлежностью. Мужчины и женщины к одной и той же проблеме подходят по-разному. Женский взгляд обладает свежестью и независимостью суждений

 

Гемипарез — парез мышц одной половины тела.

 

Гемиплегия — паралич мышц одной половины тела.

 

Гемитония — повышенный мышечный тонус одной половины тела.

 

Гидроцефалия — избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа.

 

Гимнастика речи активная — система упражнений для речевых органов, которые производятся ежедневно или несколько раз в день по инструкции логопеда.

 

Гимнастика речи пассивная — форма речевой гимнастики, при которой ребенок производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы(нажим руки логопеда или соответствующего зонда, шпателя); после нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное.

 

Гиперкинез — автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.

 

Гипертрофия — увеличение объема органа(или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.

 

Гипоксия — кислородное голодание организма.

 

Глотка — начальная часть пищеварительной трубки,; одновременно относится к дыхательным путям, соединяя полость носа с гортанью.

 

Голос — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.

Высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.

 

Диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.

 

Полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.

 

Тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса — характерное для каждого человека.

 

Поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.

 

Грамматика — раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений в отвлечении от конкретного материального(лексического) значения слов, словосочетаний и предложений.

 

Грамматический строй — строение слова и предложения, присущее данному языку.

 

Грассирование — 1) произношение французского, т.е. увулярного недрожащего [р]; 2) усиленное, раскатистое произношение русского звука [р].

 

Дауна Болезнь — хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по 21-й паре хромосом; проявляется олигофренией, мышечной гипотонией, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной) и своеобразным внешним видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой уплощенной переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами, короткими пальцами.

 

Двигательные нарушения — нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объема и силы движений (см. Паралич), нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных избыточных движений (см. Гиперкинез).

 

Двуязычие — одинаково совершенное владение двумя языками.

 

Дебильность — легкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией.

 

Деменция— приобретенное слабоумие; стойкое оскудение и уплощение психической деятельности, характеризующееся ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения.

 

Дети с нарушениями речи — дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

 

Дети с отклонениями в развитии — см. Аномальные дети.

 

Детский сад специальный — дошкольное учреждение для аномальных детей.

 

Дефект — недостаток к.-л. органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции.

 

Дефектолог — специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.

 

Дефектология — наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими или (и) физическими недостатками, о закономерностях их воспитания, образования и обучения.

 

Дефекты звукопроизношения — см. Дизартрия, Дислалия, Ринолалия.

 

Дефекты речи — см. Речи нарушения.

 

Диагноз — медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого, об имеющемся заболевании; выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т.п.

 

Диагностика — 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процесса распознавания болезней или особых физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и их обобщение в виде диагноза.

 

Диалог — (dialogos-греч.) попеременный обмен репликами двух и более людей

 

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

 

Диплегия — двусторонний паралич одноименных частей тела (напр., обеих ног).

 

Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

 

Дислалия — нарушение звукопроизношения.

 

Дислексия — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

 

Дисфония — расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным — хриплым, слабым, вибрирующим и т. п.; Д. возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

 

Задержка психического развития — временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций.

 

Задержка речевого развития — нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе.

 

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

 

Заикание неврозоподобное — заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; наблюдается при шизофрении, эпилепсии, разных видах олигофрении, чаще всего вызываются органическим поражением центральной нервной системы; термин «З.Н.» часто используют как синоним термина «Заикание органическое».

 

Заикание невротическое — заикание, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов; термин «З.н.» часто употребляют как синоним термина «Заикание функциональное».

 

Замены звуков — дефект воспроизведения звуков речи, при котором вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости в зависимости от того, артикуляционные или акустические образы звуков не сформированы.

 

Запоминание — психический процесс запечатления информации в памяти (различают: произвольное и непроизвольное).

 

Защитные механизмы — совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм

 

Зеркальная речь — произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.

 

Зеркальное письмо — 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.

 

Имбецильность — средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся замедленным и непоследовательным мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков.

 

Импрессивная речь — восприятие, понимание речи; И.р. устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении).

 

Инсульт — вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы.

 

Интеллект — совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения.

 

Интонация — (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.

Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи.
Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения.
Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности).
Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность).
Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

 

Инфантилизм — патологическое состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.

 

Итерация — несудорожные запинки, повторы в речи.

 

Итерации физиологические — повторения детьми некоторых звуков и (или) слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи в дошкольном детстве.

 

Каппацизм — недостаток произношения звука [ К ].

 

Картавость — нарушение произношения звуков Р и Л.

 

Клоническая судорога — судорога в виде следующих друг за другом коротких сокращений мышц, чередующихся с их расслаблением.

 

Коррекционная педагогика — см. Дефектология.

 

Коррекция — исправление к-л. недостатков; напр., К. зрения, К. движений, К. речи.

 

Косноязычие — см. Дислалия.

 

Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

 

Ламбдацизм — неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.

 

Леворукость — врожденное или вынужденное преимущ. Пользование левой рукой при выполнении целенаправленных действий.

 

Лексика — вся совокупность слов, входящих в состав к.-л. языка или диалекта.

 

Лексико-грамматический — характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства.

 

Лексико-морфологический — относящийся к морфологии словообразования.

 

Лепет — голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных несложных комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжелых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

 

Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.

 

Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.

 

Логичность речи — коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.

 

Логоневроз — невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).

 

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением недостатков речи у детей и взрослых.

 

Логофобия  — (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи

 

Медико-педагогическая консультация — специальное учреждение, проводящее комплексное медико-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно- воспитательные и оздоровительные учреждения; в М.-п. к. работают специалисты различного профиля: врачи, педагоги, психологи.

 

Межзубная шепелявость — нарушение главным образом звуков [с], [з], [ц]; возникает при отсутствии прикуса во время артикуляции, когда нижняя челюсть опускается книзу, и язык высовывается между зубами, вместо острого звука получается мягкий шум между языком и верхними резцами.

 

Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса. Различают три вида мелодики речи:

повествовательная — резкое понижение голоса на последнем ударном слоге;

вопросительная — повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса;

восклицательная — свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

 

Модуляция голоса — изменение высоты голоса; при снижении слуха М.г. нарушается, что делает речь монотонной.

 

Мимика — совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то

 

Мнемоника — приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций

 

Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

 

Морфология — в языкознании:1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

 

Монолог — устное или письменное высказывание одного человека. Монолог — значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.

 

Моторика — двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.

 

Мутизм — отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д.

 

Назализация — приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

 

Нарушение зрительного образа буквы — смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.

 

Нарушение зрительного образа слова — нарушение буквенного состава слова.

 

Нарушение структуры слова — упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.

 

Нарушение чтения и письма — резкое затруднение в овладении графической формой речи, связанное чаще всего с общим недоразвитием речи у детей при нормальном слухе и нормальных умственных способностях; проявляется чаще всего в общем искажении звукового состава слов и замене букв.

 

Небная занавеска — см. небо мягкое.

 

Небная расщелина — аномалия развития: полное или частичное незаращивание тканей неба, в результате, чего по средней линии имеется сообщение между ротовой и носовой полостями; приводит к нарушению сосания, глотания, а в дальнейшем и речи.

 

Небо мягкое — задняя подвижная часть неба; во время глотания, жевания и речи происходит различные движения мягкого неба.

Небо твердое — часть неба, имеющая костную основу, покрытую сверху и снизу слизистой оболочкой.

 

Нистагм — непроизвольные ритмические судорожные движения глазных яблок.

 

Общение  — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

 

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

 

Олигофрения — стойкое психическое недоразвитие, обусловленное органической недостаточностью головного мозга, возникшей на ранних этапах онтогенеза — во внутриутробном периоде, во время родов или на первом году жизни; наиболее распространенная клиническая форма умственной отсталости.

 

Олигофренопедагог — педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей.

 

Онтогенез — совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

 

Органы речи — различные части человеческого организма, участвующие в образовании звуков речи.

 

Орфография — система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.

 

Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

 

Паралич — выпадение функции к.-л. мышцы или конечности вследствие нарушения иннервации.

 

Патология — наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.

 

Пауза — остановка в течении речи. Паузы бывают: 1) логические; 2) психологические; 3) физические.

люфтпопауза— (luft-нем.) пауза для добора воздуха.

промежуточная пауза— определяется знаками препинания.

психологическая пауза— обуславливается переживаниями говорящего: напряжение, припоминание, умолчание.

соединительная пауза— для неё характерно повышение голоса на логическом слове.

цезура — короткая пауза между фразами.

 

Подвижность голоса — способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.

 

Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.

 

Постановка звука — создание при помощи специальных приемов новой связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно — кинестетическими (самостоятельное восприятие звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями; постановка звуков, дыхания, голоса — первый этап формирования произносительных навыков у глухих, слабослышащих детей, у детей с нарушениями речи; характеризуется широким использованием сохранных анализаторов (зрительного, кожного, двигательного, слухового), применением различных методических приемов, технических приспособлений, в результате чего ребенок усваивает то или иное произносительное умение; за этапом произносительных умений следует этап их автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате специальных упражнений и речевой практики.

 

Прикус — взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

 

Психика — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

 

Психические процессы — отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятие, мышление, внимание и др.).

 

Портаменто — лёгкое замедленное скольжение от звука к звуку с сохранением полной отчётливости всех звуков речи.

 

Приёмы общения — предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

 

Паралингвистика — вокальные возможности голоса.

 

Проксемика — наука, изучающая нормы организации общения (в пространстве, во времени).

 

Просодика — мелодико-интонационная сторона речи.

 

Расщелина губы — врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной неба; может быть односторонней и двусторонней; является причиной органической дислалии.

 

Регистр — ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом. В речевом голосе различают: грудной, головной и смешанный регистры. Границы регистров у каждого человека разнообразны. При воспитании речевого голоса следует добиваться плавного перехода от регистра в регистр.

 

Резонатор — полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов.

 

Речи нарушения — отклонения от нормы, принятой в данной речевой среде.

 

Речь — форма общения, опосредованная языком.

 

Речевой аппарат — система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы Р.а.

 

Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка.
Компоненты речевого слуха:

Звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;

Ритмический слух— способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;

Тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;

Физический слух— способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;

Фонематический слух— способность различать и воспроизводить звуки речи.

 

Ринолалия — патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого неба или расстройства функции мягкого неба.

 

Ритмика -cистема физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.

 

Реактивное мышление — мышление, блокирующее возможность спокойной оценки ситуации и самоконтроля.

 

Ресурсное состояние — оптимальное внутреннее состояние человека. Основывается на воспоминаниях о когда-то успешно сделанной работе; о приятных состояниях уверенности и гармонии.

 

Рефлексия — размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.

 

Реципиент — пользователь информации.

 

Ритм речи — последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

 

Риторика — теория и мастерство гармоничной речи.

 

Ринофония — изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.

 

Ротацизм — часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].

 

Саливация — обильное слюноотделение.

 

Сила голоса — зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.

 

Синтагматическое ударение — основное слово речевого такта.

 

Сигматизм — недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]

 

Синтоническая модель общения — гармоничное общение.

 

Словарь пассивный — запас понимаемых слов.

 

Словарь активный — наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.

 

Скандированная речь — речь по слогам, нарушение ритма речи.

 

Смешение звуков — недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи (н-р, вместо шапка произносит «сапка» и тут же вместо санки — «шанки»). С.з. — признак незаконченности процесса овладения системой фонем. Нормально этот процесс заканчивается у ребенка к 4-5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

 

Сопряженная речь — совместное повторение двумя или более лицами произнесенных или написанных кем-либо слов или фраз.

 

Спонтанная речь — непроизвольная.

 

Судороги клонические — быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.

 

Судороги тонические — продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.

 

Сурдопедагогика — наука об изучении, воспитании и обучении лиц с нарушением слуха.

 

Тахилалия — нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также Лесики и грамматического строя.

 

Тембр — индивидуальная окраска голоса.

 

Уздечка короткая — врожденный дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии.

 

Уранопластика — оперативное закрытие щели твердого неба.

 

Ураностафилопластика — оперативное закрытие щели твердого и мягкого неба вместе.

 

Фобия речи — навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании.

 

Фонастения — нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. При Ф. наблюдаются: быстрая утомляемость и прерывание(«осечки») голоса, неприятные ощущения в горле при пении и разговоре (царапание, жжение).

 

Фонация — голосообразование. Нарушение Ф. — от легкой охриплости до полного отсутствия голоса.

 

Фонема — звук речи — звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).

 

Фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы. Ф.с. имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Нарушение Ф.с. у детей приводит к специфическим недостаткам произношения.

 

Хейлопластика — оперативное закрытие расщелены верхней губы. Рекомендуется производить в возрасте до 10-12 месяцев.

 

Язык — важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.

 

 


Cсылка для сайта (HTML):

Cсылка для форума (BBCode):